Уважаемые родители! Предлагаем вам познакомится с материалами родительского собрания по теме: "Коммуникативная компетентность родителей и детей. Способы и приемы конструктивного общения. Профилактика конфликтности"
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Внутрисемейные конфликты представляют собой противоборство между членами семьи. Возникают они вследствие столкновения разнонаправленных взглядов и/или мотивов.
Виды внутрисемейных конфликтов:
· Деструктивный (разрушительный) конфликт характеризуется тем, что один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих.
· Конструктивный (позитивные) конфликт приводит к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Причины возникновения семейных конфликтов:
· Слишком субъективное восприятие. Родители осознают, что ребенок не достигает идеала, нарисованного в их голове, и начинают его критиковать и сравнивать со сверстниками, что приводит к неизбежным обидам и выяснению отношений.
· Тотальный контроль и опека.
· Гипоопека.
· Переходный возраст. Важный и сложный период в жизни ребенка, когда он может злиться по любым поводам и всячески доказывать свою значимость в обществе.
Выделяют следующие способы профилактики семейно-бытовых конфликтов:
· взаимное уважение;
· стремление к компромиссу, толерантности;
· умение прощать ошибки своего спутника;
· отсутствие взаимных обвинений, прямой критики, неодобрения;
· здоровая самоирония партнеров;
· сохранение доверительных отношений;
· объективный взгляд на разные точки зрения;
· умение сохранять общность позиций и переживаний.
Алгоритм решения семейных конфликтов:
1. Осознание подлинной причины конфликта (прояснение конфликтной ситуации).
Конфликты, в которых поверхностные причины скрывают подлинные мотивы, будут продолжаться, пока не откроется мотив, порождающий семейные ссоры. Часто истинная причина обрастает несущественными придирками, за которыми не видно основного смыла конфликта.
2. Обмен притязаниями (выяснения отношений).
При этом строить свои объяснения следует при помощи «Я-сообщений». То есть следующим образом: «Я чувствую… (конкретное чувство — обида, злость, раздражение, страх), когда мне приходится делать…(действие, которое вы совершаете, или, напротив, не совершаете)». Например, фраза: «Я чувствую раздражение, когда вижу беспорядок в комнате» гораздо вернее фразы: «Вечно ты всё разбрасываешь»
3. Сбор предложений решения конфликта
4. Оценка предложений и выбор максимально приемлемого.
Здесь важно отказаться от желания во что бы то ни стало настоять на собственном мнении, даже если оно не самое лучшее для сторон. Решение должно быть обоюдное, тогда будет хорошее завершение конфликта.
5. Выполнение решения.
Важно максимально детализировать выбранное решение.